Шайбы: виды и сферы применения
Шайба – это деталь с отверстием в центре, которая используется в качестве вспомогательного элемента под гайку или шляпку другого крепежного изделия: болта, винта, шурупа, самореза. Шайбы нужны для того, чтобы:
- Увеличить площадь опорной поверхности;
- Предотвратить раскручивание или проваливание в отверстие крепежной детали.
Помимо основных функций изделие можно использовать для обеспечения натяжения пружин, перекрытия зазоров в отверстиях слишком большого диаметра, а также для изолирования, уплотнения и обеспечения электрического контакта. И хоть в конструкции шайбы нет резьбовой части, их значение в производстве нельзя недооценивать.
Форма шайбы определяет нюансы в их использовании. В этой статье мы решили рассмотреть основные виды шайб, понять, почему увеличенные шайбы также называются кузовными, откуда взялось наименование «Шайба Гровера» и как подобрать изделие в зависимости от характера работ.
Шайба плоская DIN 125
Плоские шайбы получили наибольшее распространение ввиду своей универсальности. Они используются в любых отраслях производства, а также при проведении монтажных и ремонтных работ.
В соответствии с немецким стандартом DIN плоская шайба чаще изготавливается из углеродистой или нержавеющей стали, реже – из латуни, бронзы и цветных металлов. Для улучшения эксплуатационных характеристик на изделие может быть нанесено специальное покрытие: оцинкованное, никелированное или желтое хроматированное.
В первую очередь этот вид шайбы используется с шестигранными гайками или болтами для предотвращения деформации рабочей поверхности, а также для обеспечения большей прочности соединения. Плоская шайба позволяет регулировать уровни напряжения от давления гайки или шляпки болта и защищает поверхность от вмятин. Это особенно важно, когда технологическая площадь слишком мягкая, а площадь шляпки болта недостаточно большая. Использование плоской шайбы позволяет уравновесить возникающий дисбаланс.
Шайба увеличенная (кузовная) DIN 9021
Внешний вид кузовных шайб напоминает обычную плоскую шайбу DIN 125. Основное отличие заключается в большем внешнем диаметре, который у увеличенных шайб превосходит внутренний примерно в 3 раза. Раньше шайба DIN 9021 активно использовалась в автомобильной промышленности для монтажа кузова, откуда и получила свое название. И несмотря на то, что в конструировании автомобилей уже используют другие технологии, шайба DIN 9021 активно применяется в других областях, например, строительстве, мебельном производстве, машиностроении.
В соответствии с немецким стандартом DIN увеличенная шайба обычно изготавливается из углеродистой стали. В некоторых случаях при изготовлении может быть применена нержавеющая сталь.
Эта форма шайбы отлично подойдет для снижения давления резьбовой детали. При работе с мягкими и хрупкими материалами диаметра шляпки болта для равномерного распределения нагрузки оказывается недостаточно. В связи с этим деформировать поверхность можно даже при условии вкручивания крепежа вручную, не говоря уже о механизированной работе. Этого можно избежать, используя кузовные шайбы, чьи широкие поля препятствуют возникновению вмятин. Чаще всего шайбы DIN 9021 используются для установки инженерных систем, конструкций из дерева или пластика. Последние ввиду хрупкости материала и вовсе могут треснуть при неравномерной нагрузке на поверхность.
Шайба уменьшенная (подкладная) DIN 433
Шайба DIN 433 обладает более узкими полями в сравнении с изделием стандарта DIN 125. Подобная особенность позволяет использовать ее в условиях сильно ограниченного пространства, например, в электротехнике или электромеханике в комплекте с винтами и гайками. В соответствии со стандартом подкладная шайба изготавливается из углеродистой или нержавеющей стали, реже – из латуни, и может обладать дополнительным оцинкованным, никелированным или хромированным покрытием.
Шайба пружинная (Гровера) DIN 127
Пружинная шайба DIN 127 – изделие круглой формы с разрезом по одному краю и с концами, которые находятся на разных уровнях. Гроверные шайбы относятся к подвиду стопорных.
Немного истории. 19 век, самый разгар промышленной революции в ведущих государствах мира. Ручной труд заменяется машинным, и люди все чаще используют в работе станки и другие виды техники. Все механизмы соединялись болтами, однако при сильной вибрации болты и гайки откручивались, что приводило к остановке двигателя и к большим простоям на производстве. Чтобы не терять прибыль, требовалось найти решение данной проблемы как можно скорее. Одним из вариантов было использование клепаного соединения, при котором две детали соединяются друг с другом «внахлёст» и закрепляются специальными металлическими заклепками. Однако подобный способ не был лишен недостатков. Во-первых, сам процесс реализации этого варианта на производстве был времязатратным и дорогостоящим. Более того, подобный способ крепления подходил не для всех механизмов. Требовался более доступный и универсальный аналог, который выдерживал идентичные по мощности вибрационные нагрузки. Выход был найден английским инженером Джоном Гровером, в честь которого пружинная шайба и получила свое название. Он взял обычную шайбу и с одной стороны сделал разрез, тем самым превратив изделия в противовибрационное.
В соответствии с немецким стандартом DIN пружинная шайба изготавливается из углеродистой или нержавеющей стали, а также из бронзы, алюминия или монель-металла. Кроме этого, изделие из стали может обладать дополнительным оцинкованным покрытием.
Шайба Гровера чаще всего используется в машино- и приборостроении для предотвращения самоотвинчивания деталей и смягчения влияния вибрационных нагрузок. Механизм работы прост. Шайба устанавливается под гайку или под головку болта. При закручивании резьбового изделия по часовой стрелке разрез на шайбе обеспечивает её полное сжатие. В свою очередь в витках резьбы сопутствующей детали образовывается небольшой натяг. Он создает дополнительное трение, препятствующее самопроизвольному откручиванию крепежа.
Шайба стопорная с лапкой DIN 93
Стопорная шайба с лапкой – крепежное изделие с округлой плоской частью и прямоугольным носиком, который загибается для создания прочного соединения резьбового материала с технологической поверхностью. Эта деталь компактна и используется в машино- и авистроении, а также при изготовлении военной и космической техники. После установки гайки или винта лапка загибается за край, полностью исключая риск проворота шайбы под действием динамической или вибрационной нагрузки.
Шайба коническая DIN 6319 / сферическая DIN 6319 C
Коническая шайба относится к специализированному крепежу. Снаружи края изделия строго вертикальные, а внутри расположены в форме конуса. Конические шайбы изготавливаются из закаленной или нержавеющей стали. Кроме того, внутренняя часть крепежного элемента может быть выполнена в форме сферы. В этом случае шайба уже будет сферической и в стандарте DIN обозначаться буквой «С». Коническая и сферическая шайбы применяются в паре для зажима компонентов с непараллельными плоскостями.
В статье мы рассмотрели основные виды шайб и постарались подробно описать нюансы в применении и конструкции детали, чтобы каждый смог выбрать крепежный элемент конкретно под свой запрос.
В нашем интернет-магазине доступны наиболее популярные виды шайб: плоские, гроверные, увеличенные. Каждое изделие изготовлено в соответствии с немецким стандартом DIN и обладает дополнительным оцинкованным покрытием. В ассортименте представлена как крупная фасовка для оптовых закупок, так и небольшие коробки для мелких ремонтных работ. Выберите нужный номинальный диаметр, соответствующий гайке или болту, с которым будет использоваться шайба, добавьте товар в корзину и заполните необходимые данные для оформления заказа. Если у вас остались какие-либо вопросы по нашему ассортименту, то отправьте их на почту hello@skmt.ru или через форму «Обратный звонок», и наши менеджеры оперативно проконсультируют вас.
Следите за обновлениями!